МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

 

Рекомендации  имеют  цель: помочь начинающим исследователям организовать свой труд. Оно содержит описание основных видов исследовательских работ и требований, предъявляемых к оформлению учебно-исследовательских работ учащихся.

 

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Основные этапы:

·                                 постановка проблемы,

·                                 изучение теории, посвященной данной проблеме,

·                                 подбор методик исследования и практическое овладение ими,

·                                 сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

·                                 научный комментарий,

·                                 собственные выводы.

 

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Условие проектной деятельности

·                                 заранее выработанные: представления о конечном продукте деятельности,

·                                 этапы проектирования,

·                                 реализации проекта,

·                                 осмысление и рефлексия результатов деятельности.

 

Проектно-исследовательская деятельность – проектирование собственного исследования, с постановкой целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов.

 

Главной целью исследования в школе является развитие личности, а не получение объективно нового результата.

 

Основные этапы научного исследования

 

·                                 Постановка проблемы

·                                 Ознакомление с литературой по данной проблематике

·                                 Овладение методикой исследования

·                                 Сбор собственного материала

·                                 Выводы

 

Общие требования к исследовательской работе

 

 

 

·                                 носит исследовательский характер (цель, гипотеза, задачи)

·                                 содержит характеристику того, что известно по данному исследованию (обзор литературы)

·                                 содержит описание методики исследования

·                                 представляет собственные обработанные данные, полученные при самостоятельном исследовании по теме

·                                 демонстрирует глубину знания и теоретических достижений автора в избранной области исследования

·                                 соответствует установленным формальным критериям

·                                 проблема, затронутая автором должна быть оригинальной, или иметь оригинальное решение.

·                                 наличие научного руководителя

Основные виды научно-исследовательских работ

 

Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

Структура содержания:

- изложение основных проблем, затронутых автором,

- выводы и предложения;

- указание для кого предназначена работа.

 

Конспект – краткая запись содержания, выделение главных идей и положений работы.

Виды конспектов:

·         Плановый – основан на соответствии основных частей     

         конспекта плану;

·         Текстуальный – содержит цитаты;

·         Свободный – включает сочетание выписок, цитат, тезисов;

·         Тематический – содержит ответы на поставленные вопросы по

         нескольким источникам.

 

Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо.

                                                                                                                         

Структура изложения:

·               Заключение о соответствии работы заявленной теме;

·               Оценка качества выполнения исследования;

·               Оценка полноты разработки поставленных вопросов,  

             теоретической и практической значимости исследования;

·               Оценка работы.

 

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса.

Структура изложения:

·               План работы;

·               Выделение центральной идеи необходимых аргументов для ее  

         обоснования;

·               Изложение основного содержания

·               Выводы и обобщения.

 

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким изложением.

План содержания:

·               Оглавление;

·               Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее     

          значение, актуальности, определение цели и задач реферата,  

          краткая характеристика используемой литературы0;

·               Основная часть (каждая проблема или части одной

          рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются  

          логическим продолжением друг друга);

·               Заключение;

·               Список литературы (не менее 8-10 источников)

 

Исследовательская работа – самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.

3

Структура изложения:

·               Оглавление;

·               Введение;

·               Основная часть;

·               Заключение;

·               Список литературы;

·               Приложения

          

Организация выполнения научно-исследовательской работы

1.          организационно-подготовительный этап

2.          теоретическая подготовка

3.          практическая подготовка

4.          выбор и утверждение тем предполагаемых исследований

5.          планирование исследовательской деятельности

6.          подготовка материалов к исследовательской работе

7.          работа над основной частью исследования

8.          подготовка к защите научной работы

9.          защита творческих проектов.

 

Система действий учителя и обучающихся на разных этапах исследовательской деятельности.

                                                                                   Варианты деятельности учителя и учеников

 

Этапы

 

1. Подготовительный

Разъяснение содержания и значения участия в научно-исследовательской деятельности, встречи с интересными людьми, посещение встреч, выставок, научно-практических конференций и конкурсов.

2. Выбор и утверждение тем, предполагаемых исследований

Отбирает возможные темы, с учетом личностных особенностей учащегося.

Самостоятельно подбирают темы

Совместное обсуждение тем, принятие конечного решения

 

3. Теоретическая подготовка

Ознакомление с целью, задачами, общими требованиями

Знакомятся с новым видом деятельности – научным методом познания.

 Ознакомление с применением компьютерных технологий в ИИД

 

4. Практическая подготовка

Организация занятий по технике проведения эксперимента, наблюдений, исследований с применением компьютерных технологий.

Знакомятся с техникой проведения экспериментов, наблюдений и т.д., повторяют правила составления таблиц результатов экспериментов, графиков, чертежей с применением компьютерных технологий.

5. Планирование исследования.

Организация совместного планирования проведения исследовательской работы

Организационная работа по определению видов деятельности над темой исследования

Обсуждает намеченные планы, формулирует собственные вопросы в процессе исследования, планирует самостоятельную исследовательскую деятельность.

6. Постановка цели, конкретизация гипотезы в ИД

Знакомит с требованиями при определении целей и задач ИД

Знакомятся с требованиями к формулировке целей и задач ИД

Консультирование по технике выдвижения гипотез

Выдвижение гипотез

7. Подготовка материалов к исследовательской деятельности

Организация практического занятия по теме поиск литературы и других источников информации, составление списков информационных источников

Работа с каталогами в библиотеке, систематизация документов в архивах, библиографическое описание книг

8. Работа над основной частью

Индивидуальные консультации по технике проведения эксперимента

Выполняют поставленные задачи плана, ведут запись промежуточных данных.

Консультирование по способам определения погрешностей измерений

Собирают, классифицируют и обрабатывают полученные данные

Контроль и стимулирование ИД

Работают по намеченному плану

 

9. Оформление исследовательской работы

Совместное обсуждение и интерпретация результатов исследования, использование их для уточнения и доказательства гипотезы

Консультирование о структуре работы, о требованиях к оформлению

Оформляют реферат в соответствие с требованиями

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность учащихся

Работают над основной частью научно-исследовательской работы

10. Подготовка к защите научной работы

Организация предварительной защиты исследований

Докладывают о результатах работы

Консультирует о правилах составления тезисов по результатам исследований

Анализируют полученные данные и формулируют выводы

Применение компьютерных технологий

Готовят электронную презентацию работы

11. Презентация

Организует экспертизу исследовательской работы

Готовят и проводят творческий отчет о содержании и результатах работы

Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту

Оценивают свои успехи достижения.


Рекомендации к содержанию научно-исследовательских работ

 

Титульный лист – содержит сведения об образовательном учреждении, авторе работы, научном руководителе и название темы (название конкурса и год)

 

Содержание (оглавление) – названия глав, разделов с указанием страниц.

 

Введение (объем 1-2 печатных страницы) отражает актуальность исследования, цель, задачи (объект и предмет исследования).

Актуальность определяет научную новизну, практическую и теоретическую значимость. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать (почему новое знание необходимо для практики, что определило выбор темы, чем эта тема интересна для вас, какова основная идея исследования, что сделано исследователями до вас и что предстоит сделать вам).

 

Гипотеза исследования – система предложений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении как недоказанная теория. Это предвидение событий, это вероятное знание, еще не доказанное. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истиной теорией, другие видоизменяются или вовсе отбрасываются.

 

Цель исследования – какой результат предполагается получить. (Изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и т.п.

 

Задачи исследования – показывают, что надо сделать теоретически и экспериментально. Каждая задача формулируется в повелительном наклонении (изучить, выяснить, обосновать, разработать, определить).

 

Методика исследования – совокупность способов действий по решению поставленных задач (перечисляются методы решения поставленных задач).

 

Основной текст. Объем текстов исследовательских работ, как правило, не превышает 10  страниц, без приложений.

1. Технические требования к оформлению: размер шрифта, название шрифта, межстрочный интервал, размер полей.

2. Текст печатается на одной стороне, сноски примечания печатаются на той же странице, к которой относятся более мелким шрифтом.

3. Все страницы нумеруются, на титульном листе номер не ставится.

4. Рекомендуют каждый новый раздел начинать с новой страницы. Точку в конце заголовка не ставят, располагают по центру.

5. Содержание основного текста. Состоит из глав (разделов) , в которых содержится материал по исследуемой теме. Начать лучше с литературного обзора ( показать как данная проблема освещена или решалась в нескольких источниках). Если в тексте содержатся цитаты, то необходимо указать источник по списку литературы и страницу в квадратных скобках.

Например : Древняя мудрость гласит: "Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай действовать самому – и я научусь" [3,с. 65].

 

Заключение – содержит краткие выводы по результатам выполненной работы, состоит из нескольких пунктов (не более 1 страницы)

Список источников Сначала перечисляются -

литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц) выстраивается по алфавиту фамилий авторов, если автор не указан, то по названию. Ссылки из интернета в списке литературы тоже указываются : Подробнее:https://www.kakprosto.ru/kak-115149-kak-oformlyat-ssylki-iz-interneta-v-spiske-literatury

 

Приложение.

Содержит иллюстративный материал графики, диаграммы, таблицы, фотографии, видео и аудио материалы, дополняющие основное содержание работы.

Направления секций:

·       Летопись родного края

·       Земляки

·       Родословие

·       Исчезнувшие памятники России (включает исчезнувшие сёла)

·       Культурное наследие

·       Литературное краеведение

·       Этнография

·       Археология

·       Природное наследие

·       Исторический Некрополь России

·       Юные геологи

·       Экологический туризм

·       Военная история России

·       Великая Отечественная война

·       Дети и война

·       Поиск ( работа поисковых отрядов)

·       История детского движения

·       Школьные музеи

·       К туристскому мастерству

·       История народного образования

·       Топонимика

 

 

   Конкурсы по итогам поисково-исследовательской, краеведческой деятельности в городе Оренбурге

 

Городской уровень

 

     1.  «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)»г.Оренбурга ежегодно проводит конкурс исследовательских краеведческих работ  «Отечество», в рамках Всероссийской программы  движения обучающихся РФ «Отечество».                                                  Победителям вручаются дипломы и грамоты Управления образования администрации города Оренбурга Лучшие работы направляются на Областной конкурс исследовательских краеведческих  работ «Отечество».

эл.адрес: oren-kraeved@yandex.ru(краеведческийотдел СДЮТЭ  Turist56.ru

 

 

     2. «Дворец творчества детей и молодежи» ежегодно в декабре проводит открытую конференцию учащихся «Интеллектуалы XXIвека»  Сайт:www.dtdm-oren.ru

 

                                                                                                             Областной уровень

 

  1.Областной Центр детско-юношеского туризма ежегодно проводит конкурс исследовательских краеведческий работ «Отечество» в рамках Всероссийской программы  движения обучающихся РФ «Отечество»

Победителям вручаются дипломы и  грамоты  Министерства образования Оренбургской области.  Лучшие работы направляются на Всероссийский  конкурс исследовательских краеведческих  работ «Отечество».

 Сайт Центра:ocdytk.ucoz.ru  

 

 2.ОГУ. Ассоциация  «Оренбургский университетский (учебный) округ» проводит областной конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржъя.    Победителям вручаются грамоты  Министерства образования Оренбургской области .Лучшие работы направляются на всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.Сайт: okrug@mail.osu.ru

 

 

 

 

https://youtu.be/HcBI0HZv3Os  Маёвка от 12 октября 2017 г. Награды поисковиков.                         

https://youtu.be/V-LsDbP6M_o   "Поедем, поедим!": Оренбургская область 

 

https://youtu.be/MonWhU7-SlY "Наследие скульптора"

 

https://youtu.be/qKqpnyF6IlQ - В эпицентре ядерного взрыва. 50 лет спустя, Оренбургская область. 

 

https://youtu.be/LcZo_xTV8kI - История земли Оренбургской, Оренбургская область

 

https://youtu.be/URfH3Gbhdfk - Оренбург - столица Казахстана

 

https://youtu.be/rrAbY-6GZ7I - Оренбург во время Великой Отечественной Войны

 

https://youtu.be/Wk3sDUAWg9E - Мой город - Оренбург

 

https://youtu.be/wPjXHO7nhYI - Усадьба Городисского в Оренбурге

 

https://youtu.be/qhG8EoBlBbo - Оренбург и Чкалов 

 

https://youtu.be/V5Li-GFwCcI - Архитектура Оренбурга

 

https://youtu.be/8pP-sEwQ1z4 -Мой город - Оренбург

 

http://www.patamushta.lt/node/167 -Василий Иванович Чапаев

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий юных туристов